07.04.20 Литература
07.04.2020
Б. Л. Пастернак
(10.02.1890 – 30.05.1960)
Своеобразие художественной формы стихотворений
Краткая
хронологическая таблица жизненных этапов
Бориса Леонидовича Пастернака – это лучший способ быстро ознакомиться
с биографией великого поэта. Ниже сконцентрированы именно те события, которые
оказали наибольшее влияние на дальнейшую судьбу Бориса Леонидовича. Биография
Пастернака по датам включает в себя данные о рождении поэта, его юности, личной
жизни и творческой деятельности, последних годах жизни популярного автора.
Просматривая её, вы узнаете о самых трудных этапах судьбы деятеля. Тут представлены
его взлеты и падения, его успехи и неудачи. Без внимания не осталось и одно из
основных произведений Бориса Леонидовича “Доктор Живаго”.
1890 год, 29
января (10 февраля) – Родился в
Москве Борис Леонидович Пастернак. Отец — художник Леонид Осипович Пастернак,
мать — пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.
1901, август – Поступил во второй класс
московской пятой гимназии.
1908, май – Окончание гимназии с золотой
медалью.
1908, август
– Поступает
на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии
проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать
экзамены экстерном.
1909, май – Переводится на философское
отделение историко-филологического факультета университета.
1910,
февраль – Первые
сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал
свое литературное дарование.
1911, 10
января – Доклад
«Символизм и бессмертие» в младо-символистском кружке при издательстве
«Мусагет».
1912,
май-август – Поездка в
Германию; учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском
факультете Марбургского университета; двухнедельное пребывание в Италии.
1913, апрель – Первая публикация стихов Б. Л.
Пастернака в коллективном сборнике «Лирика»; заканчивает университет со званием
кандидата философии Московского университета.
1913,
декабрь – Работа
над сборником стихов «Близнец в тучах».
1914 – Выходит первый сборник
футуристической группы «Центрифуга» — «Руконог» со стихами и статьей Б.
Пастернака; происходит первая встреча с В. Маяковским.
1916 – Выход книги стихов «Поверх
барьеров».
1917 – Революция в России; Б. Пастернак
работает над книгой «Сестра — моя жизнь».
1917-1918 – Работа над повестью «Детство
Люверс».
1921 – Отъезд родителей в Берлин.
1922 – Женитьба на художнице Евгении
Владимировне Лурье;
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.
1922, январь – Выходит книга стихов «Сестра —
моя жизнь».
1922-1923
– Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина.
1923, январь – Выходит книга стихов «Темы и
вариации».
1924 – В журнале «ЛЕФ» печатается поэма
«Высокая болезнь», в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание
Октябрьской революции.
1925-1930 – Работа над романом в стихах
«Спекторский», где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые
предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы («Повесть») и
поэзии («Спекторский»).
1925-1926 – Пишет поэму «Девятьсот пятый год»
– эпос, «внушенный временем».
1926-1927 – Пишет поэму «Лейтенант Шмидт»;
порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев «ремесленным
полуискусством».
1931 – Выходит автобиографическая повесть
«Охранная грамота», посвященная памяти
Р.М. Рильке; женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз;
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.
1932 – Новая любовь – новый творческий
взлет: выходит книга стихов «Второе рождение».
1936 – Усиливаются нападки на поэта со
стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от
официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над
переводами.
1937 – Самоубийство Паоло Яшвили; арест
и расстрел по приговору «тройки» НКВД Тициана Табидзе.
1940 – Выход сборника «Избранные
переводы» из западноевропейской поэзии; первые стихи из цикла «Переделкино».
1941 – Переводит и публикует «Гамлета»;
начинает работу над переводом «Ромео и Джульетта».
1941,
июль-август – Эвакуация
семьи в Чистополь; первые «военные» стихи.
1943 – В составе писательской бригады Б.
Пастернак отправляется на Брянский фронт.
1945 – Выходит последняя прижизненная
поэтическая книга Б. Л. Пастернака «Избранные стихи и поэмы».
1945-1955 – Работа над романом «Доктор
Живаго».
1946,
октябрь –
Знакомится с Ольгой Всеволодовной Ивинской.
1946, осень – Первое выдвижение Б. Пастернака
на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за
лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля
поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.
1952, 20
октября – Инфаркт
миокарда; Боткинская больница.
1953 – Выход отдельной книгой перевода
«Фауста» Гете.
1954 – Выдвижение на Нобелевскую премию.
Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.
1956 – Передает рукопись романа «Доктор
Живаго» в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя», почти одновременно с этим
рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли;
пишет автобиографический очерк «Люди и положения», начат последний цикл стихотворений «Когда разгуляется».
пишет автобиографический очерк «Люди и положения», начат последний цикл стихотворений «Когда разгуляется».
1957 – Рассыпан набор книги избранных
стихотворений, готовившейся в Гослитиздате; Пастернака вызывают в ЦК КПСС с
требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на
итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки
мира.
1958, 23
октября –
Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго»; в «Литературной газете» печатается письмо
редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком
«Провокационная вылазка международной реакции»;
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.
1959 – В английской газете публикуется
стихотворение «Нобелевская премия», после чего Б.Л.Пастернака вызывают к
генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и
запрещают встречи с иностранцами.
1960, 10
февраля –
Семидесятилетие писателя; он начинает работу над пьесой «Слепая красавица».
1960, 30 мая
– Б. Л.
Пастернак умер на своей даче в Переделкино.
Творчество
Б.Пастернака
Тема
природы
– сквозная тема во всей лирике Б. Пастернака. Уже в самом раннем стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)
лирический герой передают свое ощущение наступающей весны как всемирной жажды
обновления жизни. Поэт стремится вырваться из города на природу:
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез крик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Интересен в стихотворении лейтмотив
черноты, выраженный образами черной весны, чернил, чернеющих проталин, грачей,
которые сравниваются с обугленными грушами. Причем этот цвет главенствует в
стихотворении, хотя художественный мир стихотворения динамичен и звучен, в нем
преобладают глаголы движения, звуковые образы («плакать», «писать о феврале
навзрыд», «ветер криками изрыт»). В стихотворении выражается высокое
эмоциональное состояние поэта – это убежденность в главенствующем значении
жизни.
Литературным дебютом Пастернака становится
публикация его стихотворений в сборнике «Лирика» в 1913 году.
Год спустя, в 1914, выходит первая книга молодого автора, названная им «Близнец
в тучах». Стихотворение «Ты в ветре, веткой пробующем…» (1917) передает психологическое состояние героя через
состояние природы. Перед нами как бы выстраивается
«перечень» пейзажных деталей и переживаний лирического героя. Они сосуществуют
как приметы жизни, которую поэт видит в пении птиц, в звуках ветра, в запахе
сада и, одновременно, в своих воспоминаниях о любви. Взгляд выхватывает в окружающем детали, отвечающие
настроению героя. Цветущая сирень предстает «миллионам синих слез», капли росы
на ней слепящие, тяжелые. Ими обрызган и заплакан сад. В нем жаль каждую ветвь,
намокшую воробышком. Такой образ очень
близок настроению лирического героя. Сад
одушевляется (олицетворение),
становится живым: в движении ветра появляется осмысленность. Однако, если в природе день и ночь сменяют друг
друга, то для лирического героя все вмещается в один миг его жизни. Так
раскрывается богатство духовного мира человека, в субъективном переживании
которого отражается вселенная. Человек и
природа предстают двумя тесно
примыкающими друг к другу половинками
целого мира.
Но
бесспорное признание и критики, и читателей Пастернак получил значительно
позже, в 1922 году, с выходом в свет поэтического сборника «Сестра моя
- жизнь». Написанная еще летом 1917 года, книга получила название
по первой строчке одного из стихотворений («Сестра моя - жизнь и сегодня в
разливе / / Расшиблась весенним дождем обо всех...»). Тема любви – важнейшая в лирике Б. Пастернака, которая и
представлена в сборнике «Сестра моя - жизнь» циклом «Развлеченья любимой», где
помещено стихотворение «Заместительница»
- один из шедевров любовной лирики.
Природа и человек, искусство, дающее им
возможность объясняться друг с другом, взглянуть глаза в глаза, любовь,
олицетворяющая связь домашнего и
мирового, женского одеяния и материй – таковы первоэлементы в поэзии
Пастернака, первичные вещества, абсолютные в своей стихийной силе,
непререкаемой, неестественной суверенности. Главный мотив всей любовной лирики
Пастернака – благодарность и восхищение женщиной. Преклонение перед женщиной
для лирического героя сродни преклонению перед жизнью. Смысл искусства Б.
Пастернак видел в том, чтобы выразить величие в неизмеримую ценность
человеческого существования.
В раннем творчестве Пастернака
отчетливо обозначились ведущие темы его лирики: человек и мир неповторимо
прекрасной природы; сложный мир человеческих отношений, зависящих от
общественных потрясений и социальных катастроф; тема поэта, чувствующего свою
избранность, но силою житейских и социальных обстоятельств вынужденного быть в
общей «стае». Определились и основные особенности поэтики: метафоричность,
философичность, живописность, музыкальность, невыделенность лирического героя,
тяготение к импрессионизму, «прозрачность» стиха и другие.
В двадцатые годы Пастернак
создает роман в стихах «Спекторский», поэмы о первой русской революции - «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт».
В предреволюционные годы Пастернак сближается с Маяковским и футуристами, что нашло
отражение в его творчестве. После революции, в 1923 году, поэт ненадолго
примкнул к (Левому Фронту Искусств) и опубликовал в их журнале поэму «Высокая
болезнь» (1924), где он попытался выразить свое отношение к революции
и свое понимание ее. «Высокая болезнь» - это поэзия, овладевшая душой
лирического героя, и одновременно это «высокая болезнь» Ленина, поэта
революции, стремящегося всю страну подчинить своей возвышенной мечте. Отношение
к «великому перевороту» содержится в стихах, написанных к 10-летию Октября («К
Октябрьской годовщине», 1927), революционная действительность в
которых представлена не только непоэтичной, но и откровенно безобразной, а
отношение поэта к будущему лишено оптимизма: «Какой еще заре зардеться при
взгляде на такой разгром?».
Сотрудничество с ЛЕФом было
недолговременным, Пастернака явно не устраивало то место в рабочем строю и в
гуще масс, на которое его пытались определить. «ЛЕФ удручал и отталкивал меня
своей избыточной советскостью», - писал поэт.
В 1923 году выходит книга стихов «Темы
и вариации», а в 1934 - «Второе рождение».
В 1940 году Пастернак создает цикл стихов
«Переделкино». А.Ахматова,
навестившая поэта в августе 1940 года,
полагала, что преодолеть мучительную творческую паузу которую поэт тяжело
переживал в 1930-е годы, помогла Пастернаку встреча с природой: «Природа всю
жизнь была его единственной и полноправной Музой, его тайной собеседницей, его
невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия
– А. Блоку. Он остался верен ей до конца, и она по-царски награждала его». Его
стихи о природе Переделкина полны
воспоминаниями детства и моря, они будят надежду и благодарность, рождают
чувство восхищения простыми людьми, легко и мужественно переносящими
выпавшие на их долю лишения.
Начало Великой Отечественной войны поэт
встречает в Переделкино. Главной темой стихотворений, которые печатают журналы
«Огонек» и «Красная новь», становится патриотическая тема. Стихи, созданные в
эвакуации («Зима продолжается», «Ожившая фреся», «Победитель», «Весна» и
другие), образуют замечательный лирический цикл, воссоздающий облик
поэта-гуманиста и гражданина.
В 1943 году выходит сборник «На
ранних берегах», после чего в творчестве Пастернака наступил
вынужденный перерыв, который поэт заполнял переводом духовно близких ему
великих мастеров прошлого: Шекспира, Верлена, Гете. Возникшая в это время
потребность обращения к прозе объясняется стремлением в новой форме -
«воплотить свое понимание времени и жизни».
Итогом творческих поисков становится роман
«Доктор Живаго» (1945 - 1955), написанный в очень сложное для
автора время (усиление политических репрессий, борьба с прогрессивными
журналистами, гонения на драматические театры, начавшаяся травля самого поэта и
т.д.). Запрещенный советской цензурой, роман заслужил международное признание,
в 1958 году Пастернак получает Нобелевскую премию «за выдающиеся достижения в
современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»,
от которой он вынужден был отказаться.
Главная тема романа - личность и история,
они представлены у Пастернака как равновеликие и взаимосвязанные начала.
Личность, самоопределяющаяся в философской, религиозной, поэтической и
нравственной сферах, - вот что является объектом самого пристального
исследования автора. Вынесенное в заглавие романа имя героя - Живаго - отсылает
читателя романа к церковно-славянскому «Дух Бога Живаго». Цепочкой сложных
ассоциаций странствия, поучения, страдания Христа связываются с судьбой героя
Пастернака и определяют особенности сюжета и философскую концепцию романа. Тема
творчества - большая тема в лирике Пастернака. Она раскрывается в 25 стихотворениях Юрия Живаго, составляющих
заключительную часть романа. Открывает этот цикл стихотворение «Гамлет». В образе лирического героя стихотворения совмещаются два лица автора – начинающего
художника, прислушивающегося к
«далекому отголоску» грядущего столетия, и пятидесятилетнего
поэта, уже знающего, что случилось на его веку. С героем трагедии Шекспира «Гамлет»
лирического героя сближает сознание необходимости сделать жизненный выбор в
схватке с целым морем бед. Через весь
текст проходит мотив «роли»
лирического героя. Художник уподобляется актеру, который выходит на подмостки,
чтобы следовать «распорядку действий», замыслу автора, но при этом задумывается
и о том, как именно ему играть вселенскую драму. Жизнь требует от актера приобщение к судьбам мира. В «Гамлете» развивается мотив женственности, предчувствия гибели как цены за истинное искусство.
Лирический герой остро ощущает неотвратимость пути и свое
одиночество в мире, где вокруг него только зрители, чей неясный гул
стихает, чтобы слышней стали слова
трагической роли.
Пастернак остро осознавал, что
практический двадцатый век, исполненный
жесточайших потрясений и противоречий, погруженный в злобу дня, заметно
обесценил традиционную духовность. И он не мог согласиться с тем, что этот
процесс необратим. Он упорно верил в то, что величие мироздания, если оно
понятно и прочувствовано людьми, способно
творить добро. Для Гамлета прервалась связь времен. Он призван эту связь восстановить, заполнить
разрыв. Для этого он должен остаться
собой. Он заполняет духовные пустоты своего времени, но именно это создает
трагичность его положения. Жертва его, в
сущности, заключается в том, что он, сознавая свой долг, вынужден допустить и
согласиться, что может оказаться не понятным современниками.
Название последнего цикла стихотворений «Когда
разгуляется», (1956 -1959) символично: это и отклик Пастернака на
всплеск общественной активности в середине 50-х годов, и надежда на
«прояснение» духовной и общественной атмосферы после XX съезда партии; это и
мудрое понимание того, что все светлое и прекрасное еще впереди, оно состоится,
только «когда разгуляется». А пока - и поэт, и страна - «на перепутье». И это
рождает тревогу («Снег идет», 1957), а образы «зимы» и «метели» - центральные
они - становятся символами фатального разъединения и отчуждения людей друг от
друга («Вакханалия», 1957). Но душа уже живет ожиданием перемен, она - в
преддверии поворота истории («За поворотом», 1958), и все уже дышит надеждой на
то, что после «пронесшейся грозы» все в мире оживет и задышит, «как в раю», а
содержанием новой жизни станут не войны и революции, а прекрасная гармоническая
жизнь, одухотворенная творчеством:
Не потрясения и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чем-нибудь.
Пастернак не дожил до этого времени. Его
любимый герой, поэт Живаго, в своем стихотворении «Гефсиманский сад»,
завершающем роман «Доктор Живаго», пишет: «Ко мне на суд, как баржи караваны, /
/ Столетья поплывут из темноты». В этих строках - ключ к оценке личности и
творчества самого Пастернака, поэта, ставшего «вечности заложником у времени в плену»,
сумевшего соответствовать этому времени и своим поэтическим словом
воздействовать на него.
Особенности
развития литературы 1950-1980-х годов
В развитии культуры в конце 50-х -
начале 60-х годов проявились противоречивые тенденции. Общий подход к
культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу
административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не
вызывать оживления культурной жизни. Основным направлением поисков писателей и
художников стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без парадности и
шумихи, без надуманного героизма, т. е. жизнь обыкновенных людей с их
повседневными заботами, огорчениями и радостями. В литературе ключевыми
произведениями на эту тему стали повести В. П. Аксенова «Коллеги», В. Н. Семина
«Семеро в одном доме», А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», роман В.
Гроссмана «Жизнь и судьба». Одной из лучших послевоенных книг о войне, о
тяжелом повседневном солдатском труде на войне стал роман-трилогия К. Симонова
«Живые и мертвые». К образам повседневной жизни обратилось изобразительное
искусство. С начала 60-х годов в отечественной живописи утвердилось новое
направление, позже названное «суровым стилем», для которого характерен
подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям. К этому направлению
относятся работы П. Ф. Никонова «Наши будни» и «Геологи», Н. И. Андронова
«Плотогоны», В. Е. Попкова «Бригада отдыхает». Характерной приметой времени
стал массовый интерес к поэзии. Читатели заново для себя открыли творчество С.
А. Есенина, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой и других поэтов, которые не
печатались вплоть до начала 50-х годов. На волне «оттепели» в литературу пришло
новое поколение поэтов; наиболее яркие фигуры среди них Е. Евтушенко, Б.
Ахмадулина, А. Вознесенский, Р. Рождественский. Новую жизнь обрел жанр
авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью,
широкими возможностями распространением через магнитофонные записи,
отзывчивостью на все происходящее в жизни. В авторской песне практически
смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы,
А. Галича, В. Высоцкого бился пульс времени. Большую роль в общественной и
художественной жизни тех лет играли журналы. В их деятельности отражались две
тенденции в духовной жизни общества. Одна из них - борьба за преодоление
стереотипов сознания предшествующей эпохи и ориентация на реалистическую прозу
- воплощалась в деятельности журнала «Новый мир» (главный редактор А. Т.
Твардовский). Другая тенденция - сохранение идеологических схем и установок
недавнего прошлого, продолжение административного вмешательства в культуру -
была связана с журналом «Октябрь». К сожалению, эта тенденция постепенно стала
набирать силу во всей культурной жизни страны. К середине 60-х годов начинает звучать
все больше и больше официальной критики о тех произведениях искусства, в
которых речь шла о трагических страницах прошлого, об острых проблемах
настоящего. В духовной жизни общества возрастало влияние цензурного пресса.
Участилась практика запрета публикаций художественных и публицистических
произведений. Появляются «полочные» фильмы, т. е. те, которые были сняты, но не
допущены на экраны по причинам «идеологической невыдержанности». По тем же
причинам осуществляется фактический запрет на организацию художественных
выставок и исполнения ряда музыкальных произведений. Специальные комиссии
давали разрешение на выпуск театральных спектаклей. Деятели культуры,
пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для
административно-бюрократического руководства культурной жизнью и вынуждены были
оказаться или в заключении, или за пределами страны. Так, в 1965 г. были
осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Синявский и Ю.
Даниэль. В 1970 г. был отстранен от должности главного редактора «Нового мира»
А. Т. Твардовский. За границей оказались писатели А. Солженицын и В. Некрасов,
кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, поэт И. Бродский, виолончелист
и дирижер М. Ростропович, художники О. Целков, М. Шемякин и многие другие.
Однако, несмотря на жесткие меры, авторитарно-бюрократической системе так и не
удалось поставить себе на службу художественную культуру, изолировать ее от
проблем, волнующих общество. «Оттепель», несмотря на ее непоследовательность и
противоречивость, дала громадный импульс творческим поискам, которые
продолжались и давали плоды в последующие десятилетия. В период с 70-х до
первой половины 80-х годов отчетливо выделились два пласта в художественной
культуре: официальный и неофициальный, другими словами, поддержанная и
поощряемая государством культура и не признанная им. Официально-догматической
культуре противостояла культура, в которой продолжали жить идеалы гуманизма и
демократии, звучала правда о настоящем и прошлом страны. В литературе и искусстве
данного периода шел поиск нравственных ориентиров. Ярким явлением в культуре
этого времени стала так называемая деревенская проза, представленная
творчеством таких писателей, как Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев,
Е. Носов. В их произведениях исследуются нравственные вопросы, источники силы
народного духа, взаимосвязь человека с природой, с историей своего народа.
Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В. Шукшина с его своеобразным
видением мира, отразившим перелом в социально-психологическом состоянии миллионов людей, переходящих от традиционно
сельского образа жизни к городскому. Литература, кинематограф, театр, как бы
стремясь уйти от казеннодогматической проблематики, стали все больше обращаться
к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. В середине 80-х годов
появились художественно-публицистические произведения, которые буквально
взбудоражили общественное мнение, - повести В. Распутина «Пожар», В. Астафьева
«Печальный детектив», роман Ч. Айтматова «Плаха». В них резко и бескомпромиссно
показаны нравственные недуги, поразившие современное общество. Неожиданное
звучание стали приобретать экранизация и театральные постановки классических
произведений. В течение 60-х - первой половины 80-х годов в кино и театрах, на телевидении
были экранизированы и поставлены спектакли почти на все наиболее значительные
произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова,
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя и других
авторов. Их персонажи получали второе рождение, ибо слишком многое из жизни
общества, описанное классиками русской литературы в прошлом веке, не исчезло,
а, наоборот, приобрело новые формы. Использование классики для выражения
актуальных проблем современности стало специфической чертой художественной
жизни 70-80-х годов. И еще одна особенность культурной жизни страны в
рассматриваемый период — появление диссидентского движения, которое включало в
себя различные проявления политической оппозиции некоторых представителей
интеллигенции существующему политическому режиму. Оно получило наиболее широкое
распространение в крупных городах, хотя в него оказались вовлечены и
представители других слоев общества. Значительным явлением в диссидентском
движении являлось правозащитное течение. Правозащитники исходили из убеждения,
что необходимо добиваться выполнения государственными органами хотя бы тех
положений Конституции СССР, которые приняты в этом государстве, но абсолютно не
выполняются. А ведь свобода слова, печати, собраний, демонстраций была
конституционно закреплена. Признанным духовным лидером правозащитного движения
стал А. Д. Сахаров. Мужественную борьбу за свободу слова и нравственное
освобождение общества от тоталитарно-коммунистического господства вел А. И.
Солженицын. Его книги «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» стали сильнейшим
ударом по теории, истории и практике тоталитарного режима. В диссидентстве был
влиятелен элемент борьбы за национальное освобождение. Особое место занимала
проблема реабилитации и восстановления прав народов, репрессированных в годы
войны. Большое внимание привлекала борьба за свободу передвижения, въезда и
выезда из СССР, свободу эмиграции. В
издаваемых диссидентским движением листовках, газетах, сборниках (в основном
машинописных) вскрывались нарушения прав человека в СССР. С их помощью можно
было познакомиться как с текущими событиями, так и с работами по философии,
истории, праву, с запрещенными произведениями поэзии и прозы. В целом
диссидентство как политическая оппозиция (в которой были не только свои герои,
но и свои предатели) сыграла определенную роль в размораживании сознания многих
людей. С середины 80-х годов начинается новый этап в развитии страны, основным
содержанием которого стала перестройка всех сторон жизни общества, в том числе
и культурной. Характерной особенностью духовной жизни общества в этих условиях
является возросший интерес к публицистике. Судьбы страны, события недавнего
прошлого, методы руководства экономикой, состояние общественной нравственности
- эти и многие другие проблемы дискутируются на страницах известных журналов и
газет. Выдвинулись яркие, талантливые публицисты: экономисты П. Г. Бунин, Н. П.
Шмелев, журналисты И. М. Клямкин, Ю. Ф. Корякин. А. А. Нуйкин и другие.
Документальные и оперативные жанры, выступают на первый план во всех видах
искусства. Новое дыхание получает документальное кино, тематический диапазон
которого расширился от освещения «белых пятен» истории до постановки острых
социальных проблем. Другая важная черта культурной жизни - возвращение
незаконно забытых или замалчивавшихся произведений. С середины 80-х годов
читатели получают возможность познакомиться с творчеством талантливых русских
поэтов: Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, писателя и поэта В. Набокова.
Широко стали публиковаться произведения М. Цветаевой, М. Булгакова, А.
Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына, И. Бродского. В 1988 году опубликован
наконец роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Художественные выставки середины
80-х годов (П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М.
Нестерова и других) позволили зрителям увидеть подлинную историю отечественного
изобразительного искусства 20—30-х годов во всем его многообразии, богатстве
течений и школ. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М.
Ростроповича и других выдающихся музыкантов современности. В целом отношение к
культурным ценностям прошлого и настоящего стало меняться. В общественном
сознании постепенно утверждаются приоритет общечеловеческих ценностей вместо
классовых интересов, уважение к инакомыслию, плюрализму взглядов. Но этот
процесс проходил очень болезненно и противоречиво. И это, прежде всего, связано
с тем, что период перехода от одного уклада общественной жизни к другому в
любой стране, в любое время отличается глубокими переменами в общественном
сознании. Тем более это относится к стране, где в массовое сознание долгое время внедрялись мифы об изначальном
превосходстве социалистической системы, ее экономическом, социальном и духовном
первенстве во всех сферах жизнедеятельности. Немалая часть людей была
привержена этим мифам. Открытие ранее недоступных сфер информации произвели
поистине шоковый эффект. Публичное признание неэффективности существующей
экономической системы, крайне ограниченных возможностей для осуществления широкомасштабных
социальных программ, запущенность культуры — все это не могло не иметь
воздействия на массовое сознание. Размывание утопических надежд всегда приводит
к глубокой общественной неудовлетворенности. Начало перемен породило своего
рода «революцию надежд», когда, казалось, усилий верхов будет достаточно для
разборки завалов прошлого. Однако изменения в общественной жизни потребовались
более глубокие, чем это предполагалось вначале. Тем более, что в обществе
нарастал экономический кризис. Резкое ухудшение уровня жизни людей
способствовало росту недовольства, принимающего порой исключительно острые
формы. На этом фоне в 1991 г. в стране разразился политический кризис,
результатом которого стал распад СССР. Россия вступила в новый этап своего
развития, но уже как отдельное государство. Современная общественная и
культурная жизнь России отличается тем, что из нее исчезли монополия
коммунистического мировоззрения и основанная на нем идеологизация и политизация
духовной культуры. Новые культуры, официальная и оппозиционная, переживают
период становления. В этих условиях в культуре пытаются активно утвердиться
тенденции крайне негативного характера: беспредельный эгоизм, вседозволенность,
спекулятивность и беспринципность, необузданная коммерциализация, некритическое
восприятие худших порождений цивилизации. Эти тенденции не только
дестабилизируют духовную жизнь России, но, будучи сопряжены с социальной,
экономической и политической неустойчивостью в стране, грозят захлестнуть
сознание людей, разрушить основы нравственности и государственности. Вместе с
тем нельзя не видеть, что будущее российской культуры определялось еще и тем, что в наши дни набирает силу
процесс духовного обновления России. Речь идет о возрождении культуры народов
нашей страны, об общности исторических путей их становления и развития, об
осознании роли русской культуры в культуре Евразии и мировой культуре в целом.
Важно отметить, что выбор оптимального пути культурного развития России в
начале 21 века во многом зависит от наличия у российского общества
общенациональной идеи, в содержание которой могут быть включены такие понятия,
как духовность, народовластие, державность. Духовность — это готовность людей
жить для государства, для общества, где приоритет отдается духовным, а не
материальным ценностям. Народовластие
означает, что народ является источником государственной власти, что только ему
принадлежит право определять свою судьбу. Державность не означает, что Россия,
якобы, должна эксплуатировать другие народы. Никогда таковой Россия не была.
Россия никогда не угнетала, а, наоборот, поднимала культуру народов, оберегала
их. Российский народ миролюбивый. И когда ставится вопрос о державности, то
речь идет о том, что народы должны объединиться на основе своего собственного
волеизъявления. Россия - это совокупность огромных территорий, огромного
количества этносов, народов. И вся эта разбросанность не может существовать вне
четкого централизованного управления. Историческое значение новой «русской
идеи» в такой ее трактовке заключается в извечной мечте о справедливом
общественном устройстве, о торжестве соборности, о равенстве прав и
возможностей всех членов общества. Новая «русская идея» мыслилась как призыв к возрождению правды, добра,
духовной культуры, которая, как и в других странах, переживает кризис из-за
безумных издержек научно-технического прогресса.
Выполни задание в тетради по литературе:
1.
Письменно
ответьте на вопросы:
- Основные темы
поэзии Б. Пастернака;
- Каков образ
лирического героя Б.Пастернака;
- Жанровое
своеобразие и художественные особенности романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»;
- Особенности
развития литературы 1950-1980-х гг.
Комментарии
Отправить комментарий